Именно таким волшебным определением выдающийся русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) охарактеризовал бал – неотъемлемый атрибут дворянской жизни XIX – начала XX веков. В России танцевальные вечера стали проводиться по приказу Петра I начиная с 1718 года, однако наибольшую популярность приобрели уже в следующем столетии.
Ведущую роль на балу, несомненно, играли танцы. Каждому из них соответствовал свой стиль поведения и беседы.
Величественный танец-шествие полонез открывал вечер, соответствуя торжественности этого момента, его официальности и парадности.
Затем следовал не имеющий ни малейшего намёка на манерность вальс. Этот лёгкий и изящный танец давал парам возможность сблизиться, располагал к менее официальному общению. Именно вальс И.А. Бунин описал в одноимённом стихотворении 1906 года:
Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных –
И зал плывёт, плывёт в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный –
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
И.А. Бунин 1889 год Воронеж. Начало ХХ века
Этому танцу писатель отдавал предпочтение и на балу в воронежском Дворянском собрании в январе 1907 года:
«Когда я приехал, бал только что начался, но уже полны были всё прибывающим народом парадная лестница и площадка на ней, а из главной залы, с её хор, всё покрывала, заглушала полковая музыка, звучно гремя печально-торжествующими тактами вальса. <…> Я наконец пробрался, остановился на пороге, слушая разливы и раскаты оркестра над самой моей головой, глядя на сверкающую зыбь люстр и на десятки пар, разнообразно мелькавших под ними в вальсе».
Однако кульминацией и смысловым центром бала являлась мазурка. Именно этот стремительный и динамичный танец дарил ощущение праздника и веселья. Исполнителям предоставлялась большая свобода: несмотря на строго установленные фигуры и движения, каждый мог варьировать их по собственному желанию. Мазурка отличалась изобретательностью, лёгкостью исполнения, причудливостью поз, поэтому ей соответствовала непринуждённая беседа.
Завершал бал танец-игра котильон. Он был самым динамичным, разрушающим строго организованную структуру бала. Котильон соединял отдельные элементы всех танцев, включал в себя от 125 до 224 фигур.
Этот строгий сценарий в начале ХХ века изменило возникновение новых танцев, которые быстро вошли в моду и стали сосуществовать с традиционными. Так, в 1905 году появилось сразу несколько танцев-шлягеров: падекатр, падепатинер, шакон, падеспань и падеграс. Без них не мог обойтись и воронежский бал 1907 года, гостем которого стал И.А. Бунин. Впоследствии писатель воссоздал атмосферу этого вечера в рассказе «Натали» (1942).
Подробнее о бальной культуре начала ХХ века можно узнать в Музее И.А. Бунина на программе «Бал воронежских студентов»: https://voronezhliter.ru/afisha-programm-muzeya-bunina
Современная бальная культура активно возрождает прекрасные традиции танца, обогащая все новыми форматами. Один из них представил ВИВТ.
В рамках праздничных мероприятий в честь 30-летия ВИВТ прошел еще не бал, но уже настоящий танцевальный конкурс, на котором были представлены разножанровые номера: от грациозного вальса до зажигательного народного танца. Интригой конкурса стало то, что в парах со студентами зрители увидели преподавателей в самом неожиданном для них амплуа.
Подробности конкурса «Танцы с преподавателями» на сайте ВИВТ по ссылке: https://vivt.ru/news/3078.
Репродукция с картины Виктора Габриеля Жильбера "Бал_конец XIX века" (на заставке), фото И.А. Бунина и Дворянского собрания, а также материал подготовлены и предоставлены кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина Вероникой Александровной Щукиной.
В статье использованы иллюстрации с сайтов:
http://www.poetry-classic.ru/12-17.html
Представленная информация и изображения используются в общественных, образовательных, научных и культурных целях.
«Танец — это жизнь. Я дышу через танец».